За последние 15 лет Россия практически перестала летать самолетами. Если в 1990 году гражданская авиация СССР перевозила ежегодно 142 млн. пассажиров, то в минувшем году объем перевозок опустился до 35 млн. Воздушным транспортом как средством передвижения на сегодняшний день пользуются лишь 3% наших соотечественников. Такие данные прозвучали вчера на «круглом столе» «Гражданская авиация России: реальный спрос и предложение». Один из главных выводов, который сделали участники дискуссии, таков: летать просто не на чем.
Причин катастрофического положения дел в нашей гражданской авиации несколько. Во-первых, это совершенно астрономические цены на билеты. Во-вторых, серьезные сомнения вызывает у потенциальных пассажиров безопасность полетов.
Закупать новые машины российским авиаперевозчикам зачастую не по карману, поэтому они пользуются все теми же Ту-154, уже устаревшими не только морально, но и физически. Сейчас в стране реально используется менее 2,5 тыс. единиц авиатехники. Из них 800 имеют весьма преклонный для самолетов возраст – свыше 25 лет. Новые же отечественные самолеты составляют менее 7% от российского гражданского авиапарка.
Разрешить проблему можно только двумя способами: полностью открыть шлюзы и впустить на российский рынок иностранных производителей и перевозчиков без всяких ограничений либо все-таки попробовать возродить отечественный гражданский авиапром.
Оно и неудивительно. За годы кризиса российское самолетостроение методично скатывалось вниз и, похоже, уже достигло дна пропасти.
Погоду в воздухе все равно делала и будет делать магистральная авиация.
Все специалисты уверены в том, что без прорывного проекта в этой области делать в ближайшем будущем России нечего и на своем, и на международном авиарынке. «У нас же даже военные (которым вроде бы сам Бог велел стоять на защите интересов государства) подчас заявляют, что стали бы покупать иностранную технику, как во времена ленд-лиза». А ведь авиация ценна не только сама по себе, это еще и локомотив промышленности, предъявляющий высокие требования к металлургии и другим смежным отраслям и таким образом повышающий общую конкурентоспособность.
Однако 6 млрд. руб., заложенные на это в бюджете 2005 года, поступили в распоряжение компаний только к декабрю. В этом году картина, похоже, повторится.
И наконец, самое главное: у государства, остающегося главным игроком на авиационном рынке, по наблюдениям экспертов, полностью отсутствует стратегическое видение проблем отрасли и их возможного решения. «Когда президент лично подписывает письмо, чтобы выделили 60 млн. руб. на испытание двигателя, это никуда не годится», – возмущается г-н Белоусов. А один из участников вчерашнего «круглого стола» пересказал знаменательный диалог, который он услышал на недавнем совещании председателя правительства Михаила Фрадкова с промышленниками. «Дайте нам общую стратегию развития», – попросили представители бизнеса. «Ну, нет у меня никакой стратегии!» – в сердцах воскликнул премьер.
КАКИЕ САМОЛЕТЫ ПАДАЛИ В РОССИИ
С 1991 года на территории РФ потерпели авиакатастрофы и аварии с человеческими жертвами:
10 самолетов Ан-2 (78 погибших),
10 – Ан-12 (58),
6 – Ту-154 (427),
5 – Ил-76 (81),
4 – Ан-24 (129),
4 – Як-40 (76),
4 – Л-410 (39),
3 – Ту-134 (125),
3 – Ан-26 (27),
3 – Ан-8 (22),
2 – Ан-22 (40),
2 – Ан-28 (31),
1 – А-310 (75),
1 – Ил-18 (27),
1 – Ан-124 (23),
1 – Ил-86 (14),
Что скажете?